Прежде всего, хотелось бы отметить, что говорить о преимуществах и недостатках прямозубых передач по сравнению с косозубыми не совсем корректно, поскольку прямозубая и косозубая - это скорее характеристики шестерен, которые могут входить в состав любой передачи.
Ниже на рисунке приведены наиболее распространённые схемы передач с прямым и косым зубом.
Итак, начнём с прямого зуба;
- схема А - цилиндрическая прямозубая, самая простая из возможных, реализована в вертикальных крановых редукторах ВК-350, ВК-475 и ВК-550,
- схема D - нечто подобное можно наблюдать во всех планетарных редукторах и мотор-редукторах,
- схема E - коническая прямозубая, крайне редко встречается в коническо-цилиндрических редукторах КЦ2-500 и КЦ2-750.
Косой зуб:
- схема В - цилиндрическая косозубая, пожалуй, самая распространённая в машиностроении. Применима в редукторах РМ-650, РМ-850, РМ-1000 и многих других,
- схема С - шевронное зацепление, реализована в крановых редукторах Ц2-250, Ц2-300, Ц2-350, Ц2-400 и Ц2-500,
- схема F - коническая передача, применяется в коническо-цилиндрических редукторах КЦ1-200, КЦ1-250, КЦ1-300, КЦ1-400 и КЦ1-500.
Преимущества применения прямозубых шестерен:
- простота в изготовлении, и, как следствие, дешевизна производства,
- из-за меньшего пятна контакта снижается нагрев при работе, что позволяет менее требовательно относится к системе смазки,
- отсутствие осевых нагрузок при работе допускает базирование всей передачи на более дешёвых шариковых подшипниках.
Недостатки шестерней с прямым зубом:
- в зацепление при работе входит весь зуб целиком, что вызывает повышенный шум и увеличивает вибрацию,
- меньшее пятно контакта не позволяет передавать большие мощности.
Окончательный выбор определяют конкретные условия работы редуктора - нагрузка на него, допустимая шумность в помещении, возможность осуществлять качественную смазку редуктора.