Приводные роликовые цепи. Из чего изготавливаются.
Приводные роликовые цепи это один из наиболее точных видов цепной продукции. К ним предъявляются особые, и достаточно жесткие требования, как к геометрическим размерам, так и параметрам термообработки.
Любая приводная роликовая цепь состоит всего из пяти деталей: наружная и внутренняя пластины, валик, втулка и ролик. Все они изготавливаются из конструкционных низко- и среднеуглеродистых сталей, например Сталь 20, Сталь 40 и т.п. В отдельных случаях, когда имеют место быть особые условия эксплуатации цепей, могут быть использованы легированные или нержавеющие марки сталей.
Составные части роликовых цепей.
На первый взгляд приводная роликовая цепь - это достаточно простой с точки зрения конструкции изделие. Однако ошибка в изготовлении любой из составных частей неизбежно приведет к невозможности эксплуатации всей цепи или же к существенному снижению ее ресурса.
- Пластина. Данная деталь изготавливается из стальных лент заданной толщины на многорядных и многопозиционных штампах. Такое оборудование позволяет добиться заданной точности размеров отверстий, которые сопрягаются с валиком и втулкой цепи.
- Валик. Валик цепи изготавливается из стального круга (проволоки) на отрубных станках. Предварительно, до операции рубки, металлопрокат проходит обязательную операцию волочения на волочильных станах. Это позволяет добиться точного заданного значения наружного диаметра.
- Втулка. Втулки цепей изготавливают сворачиванием их стальной ленты. В цепях крупных шагов, применяемых главным образом в нефтедобывающей промышленности, втулки могут быть изготовлены из трубы точного размера.
- Ролик. Основное назначение ролика в современной приводной цепи – это снижение износа зубьев звездочки. Ролик имеет цельную конструкцию и может изготавливаться как из металлической трубы, так и методом холодной высадки из прутка.
Технологические операции процесса производства.
Все детали до сборки проходят обязательную технологическую операцию галтовки и протирки (снятие заусенцев и т.п.), а так же операцию термообработки. В зависимости от марки цепи это может быть как объемная термообработка на всю глубину детали, так и цементация поверхностного слоя. В последнем случае твердость набирает лишь поверхностный слой при относительно мягкой сердцевине. Как правило, пластины цепей подвергаются объемной термообработке, тела вращений (валик, ролик, втулка) цементируют. Операция термообработки включает в себя два этапа: закалка при температуре 800-850 С и среднетемпературный отпуск при температуре 200-300 С. На первом этапе стальная деталь цепи набирает твердость в 60-65 HRC, на втором этапе при отпуске снимаются остаточные напряжения в металле и твердость понижается до значений, установленных нормативной документацией на цепь.
После термообработки детали цепей протирают, для того чтобы снять окалину, и подают на сборку. Цепи небольших шагов собираются заданной длины на станках-автоматах, после чего расклепываются на специальном приспособлении. В случае цепей больших шагов, 31,75 мм и более цепи могут собирать на гидравлических прессах, а в отдельных случаях даже полностью вручную.
После сборки и проведения всего необходимого комплекса приемо-сдаточных испытаний готовая цепь подвергается консервации. В большинстве случаев это обычное индустриальное масло, например И-20 с добавлением различных антикоррозионных присадок. В отдельных случаях, если это предусмотрено технологическим процессом изготовителя может применяться консистентная смазка.
Готовая цепь может храниться в сухих отапливаемых помещениях в течение года, после чего требуется обязательная повторная консервация. В противном случае возможно появление коррозии, нарушение шарнирности и иные повреждения, препятствующие ее нормальной эксплуатации.